Помните припев предвоенной популярной песни "На земле, в небесах и на море"? Олигархи уже освоили все эти элементы. На земле - коллекционные "Бугатти", в небесах - "Гольфстримы", на море - яхты. Но все это уже старо, и теперь нувориши ищут новые сферы для богатых причуд. Еще недавно они рвались в космос, но в этом сезоне самое модное направление - океанские глубины. Десятки богатейших людей мира во главе с Романом Абрамовичем заказали себе роскошные подводные лодки.
Капитаны бизнеса постепенно превращаются в капитанов Немо. На сегодня со стапелей сошли как минимум сто частных "Наутилусов". В основном их клепают в двух местах: в Портленде, штат Орегон, США, и в Дубае. "Наши клиенты - богатые эксцентрики. Они капризны и любопытны, но сами любопытных не выносят. Что тянет их на океанское дно? Тайны водных пучин? Поиск прайвеси или, наоборот, эксгибиционизм? Кто знает? Скорее всего и то, и другое, и третье", - говорит Жан-Клод Карм, вице-президент по маркетингу компании U.S. Submarines в Портленде.
Если верить создателям частных субмарин, они намного романтичнее своих клиентов. Вот, например, Харви Жобер, бывший французский коммандос. В 1995 году он зачехлил свое смертоносное оружие, "сменив автомат на отвертку", по его словам, и основал фирму "Эксамос", которая стала строить в Дубае подлодки для олигархов. "Я - поэт, строящий подводные лодки для богачей" - так рекомендует себя романтик-авантюрист Жобер.
Но кто сами олигархи - капитаны Немо? Почти все они инкогнито. Контракты на строительство частных подлодок содержат скрупулезные статьи о конфиденциальности личности заказчика. "Если я назову вам имя моего клиента, то мне придется застрелить вас", - говорит не вполне шутливо Брюс Джонс, президент и основатель U.S. Submarines. Потомственный военно-морской инженер Джонс построил свою первую частную дизельную на батареях подлодку еще в 1993 году. "Наш бизнес - это бизнес "перережь глотку", - снова не вполне шутливо говорит мистер Джонс.
Он более разговорчив, когда речь заходит о самом продукте. Стоимость частных субмарин - от 80 до 150 и более миллионов долларов. Строящиеся на верфях мистера Джонса подлодки "Феникс-1000" высотой с четырехэтажный дом и длиной в 65 метров. Они - "помесь" туристской и военной субмарины. Стараясь быть объективным, мистер Джонс говорит: "Конечно, абсолютной подлодкой является новая атакующая субмарина класса "Вирджиния", находящаяся на вооружении американских ВМС. Она стоит 2,4 миллиарда долларов и оснащена 16 крылатыми ракетами "Томагавк". Военно-морскому флоту требуется система доставки оружия. Я уже строю системы доставки роскоши для людей, у которых так много денег, что они не знают, как с ними расстаться. У ВМС - "Томагавки". Мои же подлодки стреляют исключительно пробками от шампанского".
Сказано остроумно. Но все-таки кто откупоривает бутылки "Вдовы Клико" в кают-компаниях "Фениксов"? (Я имею в виду, разумеется, не стюардов-официантов.) Владельцы подобных субмарин, простите за невольный каламбур, словно воды в рот набрали. Российский олигарх Роман Абрамович признал себя владельцем подлодки, добавив, впрочем: "Если вы найдете подлодку, принадлежащую мне, то она ваша". Ответ, вполне достойный капитана Немо.
Подводная ниша миллиардеров - от Тихого океана до Персидского залива - последняя граница их Дикого Запада. Как и все остальное, они осваивают его для себя, и что они там творят, не наше дело. Не для удовлетворения нашего любопытства залегают они на морское дно. Они немы как рыба. Говорят за них их миллиарды. Впрочем, один владелец современного "Наутилуса" все-таки идентифицирован. Это мультимиллиардер Пол Ален, основавший вместе с Биллом Гейтсом "Майкрософт". Своих подрядчиков Ален многозначительно предупреждал: "Болтливые языки (в оригинальной английской версии "открытые губы") топят корабли". Поэтому Фред Роди, дизайнер подлодки Алена, ограничивается ничего не значащими словами: "Мне болтать не положено, но все-таки скажу: это та еще штучка, подлинное произведение искусства, подводная яхта на большой палец!" Коротко, но не ясно. Подводная яхта Алена строилась на вервях "Олимпик Тул энд инжиниринг" в Шелтоне, штат Вашингтон. Заказчик повелел выкрасить свою подлодку, которая может находиться под водой в течение недели, не всплывая, в желтый цвет, в духе песни "Битлз".
Подлодки для богачей имеют разные габариты - от миниатюрных до гигантских. Субмарины Жобера на десять пассажиров стоят 15 миллионов долларов. А бывает и дороже, если владелец хочет иметь на их борту спортзал. Компания U.S. Submarines помимо габаритных "Фениксов" выпускает и средний "Сиэттл-1000" за 25 миллионов, в котором умещаются пять ванных, две кухни, спортзал, винный подвал и наблюдательный портал 9 на 5 метров. Дальность плавания - 3000 морских миль. Дешево, так сказать, и сердито.
Весело идут дела и у Жобера в Дубае. В шоуруме его компании "Эксамос" заказчикам предлагают 14 люксовых моделей субмарин на любой вкус. Со стапелей жоберовских верфей "Али фри зон" уже сошли 18 подлодок. В списке ожидающих - 26 миллиардеров. Их фавориты - изящная подлодка "Стингрей" и роскошная 65-футовая "Протеус". Жобер поясняет: "Протеус" - удлиненный лимузин, "Стингрей" - как "Феррари".
Любопытный, почти символический, парадокс. Главная угроза владельцам частных субмарин исходит от тех, кто призван оберегать их миллиарды. Дело в том, что их подлодки, в особенности миниатюрные, весьма напоминают торпеды и могут быть случайно уничтожены кораблями ВМС той или иной морской державы. Существует и другая угроза - "джеймсбондовская". А что если кто-то из миллиардеров страдает манией Гольдфингера и других злодеев из бондианы? Поэтому представители соответствующих государственных властей постоянно инспектируют верфи Жобера, чтобы убедиться, что на строящихся там подлодках нет торпед. Висит над верфями Жобера и тень Осамы бен Ладена. А что если другой подобный ему саудовский или еще какой-либо арабский Крез захочет использовать свою подводную яхту не для развлечений с земными гуриями и подводными сиренами, а для торпедного джихада против инфиделей?
Поэтому владельцы частных субмарин обязаны ставить в известность власти о маршрутах и времени своих подводных прогулок. Миллиардеры, как правило, этого не делают. Ведь законы писаны не для них. В результате происходят конфузы. Иногда весьма опасные. Власти огрызаются. "Мы можем применить против нарушителей меры, записанные в кодексе "Тактика, техника, процедура" (ТТП)", - говорит споуксмен американской Береговой охраны Стив Бландо. Но какие именно меры, Бландо не уточняет. ТТП - документ строго засекреченный. Не уточняет, что произойдет, если на основе ТТП будет превращена в металлолом подлодка Алена, представитель его штаб-квартиры Майкл Нэкк. "Это личное, семейное дело мистера Алена", - говорит он без тени юмора.
"Я знаю, даже кораблям необходима пристань", - пел Вертинский. Пристань для подлодок миллиардеров хочет создать на волшебном острове Таити некто Тетуахау Темару, сын и экономический советник бывшего таитянского президента Оскара Темару, ныне возглавляющего оппозицию. Он же занят поиском шкиперов для подлодок сильных мира сего, чтобы те "плавали в кристально прозрачных водах французской Полинезии". Темару-сын, которому принадлежат эти рекламно-поэтические строки, говорит: "Роскошные субмарины богатых людей - будущее Таити. Мы считаем их нашим спасением. Развитие рынка частных подлодок и связанного с ним туризма послужит расцвету нашей экономики".
Правда, осуществлению мечтаний Тетуахау Темару могут помешать... дельфины. Видите ли, некоторые владельцы люксовых субмарин - весьма щепетильные и даже деликатные олигархи. А что если, нежась в объятиях сирен (подводные прохоровские одалиски, например) перед гигантскими иллюминаторами, они потревожат покой мудрых, но сексуально озабоченных дельфинов? Оказывается, дельфины, по словам мистера Джонса, главы U.S. Submarines, "остро чувствуют, когда люди занимаются любовью. Они возбуждаются, начинают ревновать и бьют своими носами в стекло иллюминаторов". Поэтому мистер Джонс предлагает выход простой, как и любое гениальное решение, - шторы. Задергивающиеся. И дельфины будут целы, и олигархи сыты. Любовью. В подводном Куршевеле.
Нам бы их - не дельфинов, а олигархов - заботы, то бишь субмарины с зашторенными иллюминаторами! Сойдет и так...
Мэлор Стуруа
известия.ru
|